Главная » Статьи » Мои статьи

Н.К. Сердюкова. Проектные технологии подготовки специалистов и бакалавров для сектора туроператорского сопровождения Олимпийских игр

В современном мире туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, выступает катализатором социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее значение развитие туризма имеет для регионов туристских дестинаций. Одним из путей глобального  системного развития туристских дестинаций может служить проведение крупных событий мирового масштаба, таких как Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу и т.д. Наследием таких событий является в числе прочего развитая инфраструктура туризма и повышение аттрактивности и конкурентоспособности дестинации на мировом туристском рынке.

Конкурентоспособность туристских дестинаций и олимпийских дестинаций в частности во многом зависит от применяемых туристских технологий и уровня подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства. Вопросы качества сервиса, профессионализма персонала и подготовки кадров выходят на первый план в любой концепции развития туризма.

В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 года, Россия заняла лишь 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны оцениваются на пятом месте, а объекты культурного наследия - на девятом [1].

Одним из основных факторов, сдерживающих рост конкурентоспособности туристских дестинаций России, эксперты считают невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров.

Для Сочи как олимпийской дестинации проблемы качества сервиса и уровня квалификации персонала имеют особую актуальность. Проводимые нами в последние годы исследования также показывают, что именно невысокое качество сервиса в значительной степени снижает конкурентоспособность российского турпродукта. Так, например, участники анкетирования туристов в Сочи основными проблемами развития внутреннего туризма назвали низкое качество обслуживания и несоответствие цен качеству услуг и оценили уровень туристского сервиса в России на 3,6 по пятибалльной шкале [3, с.145]. А исследование рынка экскурсионных услуг Сочи, проведенное специалистами Сочинского госуниверситета в 2010 году, показало, что экскурсанты оценивают уровень экскурсионного сервиса в Сочи на 3,9 по пятибалльной шкале и считают, что качество экскурсионного обслуживания в Сочи ниже зарубежных аналогов (48 % процентов опрошенных) [2, с.39, 41].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 №644 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» с общим объемом финансирования 322 млрд. рублей, из которых 96 млрд. рублей – средства федерального бюджета России [1]. Принятие этой программы послужит серьезным толчком и катализатором процесса активного развития сферы туризма в России в ближайшие семь лет, приведет к созданию новых рабочих мест и будет генерировать устойчивый спрос на квалифицированные кадры.

В принятой программе развития туризма к 2018 году (по сравнению с 2010 годом) предусмотрен рост количества работающих в коллективных средствах размещения  на 212 тыс. чел. (41%) до 732 тыс. чел., а рост количества работающих в туристских фирмах на 21 тыс. чел. (51%) до 62 тыс. чел. При этом объем платных туристских услуг должен вырасти в 4,2 раза, а объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения – в 4,3 раза (1). То есть в ближайшие годы в сфере туризма и гостеприимства должно появиться порядка 233 тыс. новых рабочих мест, что приведет к увеличению спроса на квалифицированных специалистов в этой сфере.

 

Целью Программы является повышение конкурентоспособности отечественного туррынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Достижение цели связано с решением трех основных задач:

1)     развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации;

2)     повышение качества туристских услуг;

3)     продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

В рамках решения задачи 2 «Повышение качества туристских услуг» программой предусмотрено выделение 590 млн. рублей из федерального бюджета на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма. В перечне мероприятий, направленных на решение задачи 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации» запланировано финансирование поддержки проектов создания туристских кластеров в Краснодарском крае в размере 1,633 млрд. руб. из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников [1]. Таким образом, существуют объективные условия устойчивого роста спроса на подготовку и переподготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства как в Сочи, так и в Краснодарском крае и в России в целом.

Развитие и усложнение туристской инфраструктуры способствует большой изменчивости спроса, которая обуславливает значительную диверсификацию туристского продукта. Происходит разделение собственно туристского бизнеса, связанного с формированием и реализацией туристских продуктов и освоением новых туристских дестинаций от чартерного бизнеса на направлениях массового туризма. Новым мировым трендом развития туристской деятельности, по мнению отечественных и зарубежных экспертов, является FIT (full individual tariff), который в России принято называть индивидуальный туризм. Важным фактором конкурентоспособности как дестинаций, так и отдельных туристских предприятий становится способность сформировать и предложить туристский продукт высокого качества с индивидуальными особенностями, ориентированный на конкретного клиента, по привлекательной цене.

Перед Сочи как олимпийской дестинацией, помимо цели проведения олимпийских игр на высочайшем уровне, стоят также задачи реализации высококачественного туристского продукта как для гостей олимпиады, так и для туристов в период до и после знакового события. Участники рынка, которые реализуют собственные бизнес-проекты в рамках подготовки к Олимпиаде, в том числе операторы гостиничных комплексов и горнолыжных курортов, уже сегодня озабочены вопросами привлечения туристов на круглогодичной основе. Эти планы, по единодушному мнению специалистов, невозможно успешно реализовать без формирования новых привлекательных туристских продуктов и развития новых видов туризма в Сочи, без диверсификации туристской деятельности.

Все это формирует новые серьезные требования к профессиональным компетенциям специалиста по туризму со стороны работодателей на туристском рынке Сочи. Компетентностный подход, реализуемый при подготовке бакалавров по профилю «Туроператорская и турагентская деятельность», а также магистров данного профиля, отражает новые подходы к подготовке кадров как фактора повышения конкурентоспособности туристских дестинаций.

Какие знания и навыки хочет видеть работодатель у потенциального работника туристского предприятия? Их можно разбить на группы:

·       общекультурные знания, кругозор, эрудиция (география, культура, туристские ресурсы стран и регионов);

·       основы туризма (система туризма, понятийный аппарат туристской сферы, виды туризма, туристский рынок, туристский продукт);

·       технология туристской деятельности (основы туристского бизнеса, технологии туроператорской и турагентской деятельности, маркетинг в туризме, организация обслуживания туристов);

·       информационные технологии (автоматизация туристской деятельности, Интернет-технологии, системы электронной дистрибуции услуг);

·       деловой этикет и навыки офисной работы;

·       владение английским языком и другими иностранными языками на уровне общения с клиентами и партнерами и ведения деловой переписки.

По мнению экспертов – руководителей туристских предприятий, современный менеджер туристской компании должен быть образованным и эрудированным специалистом, обладающим общекультурными знаниями, профессиональными компетенциями, креативным, готовым к решению новых нестандартных задач, мобильным, активным и коммуникабельным.

При подготовке бакалавров по профилю «Туроператорская и турагентская деятельность» в рамках курса «Технологии туроператорской и турагентской деятельности» формирование профессиональных компетенций реализуется путем выполнения студентами проектов, в ходе работы над которыми решаются конкретные практические задачи туристского предприятия.Овладение технологиями происходит путем самостоятельной работы над проектами, которые выполняются как индивидуально, так и в рабочих группах, что формирует также навыки работы в коллективе.

Библиографический список:

1.     Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 г. N 644 //Официальный сайт Минспроттуризма Российской Федерации http://tourism.minstm.gov.ru/26/

2.     Сердюкова Н.К. Внутренний туризм: актуальные проблемы управления и развития // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского Государственного университета) – 2009. Том 7 — № 3 (часть 3). – с.145-146.

3.     Матющенко Н.С., Сердюкова Н.К., Кучерявая Н.А. Совершенствование управления экскурсионной деятельностью в городе-курорте Сочи на основе мониторинга рынка //Вестник СГУТиКД, №2 (16), июнь 2011. – с.35-43.

Категория: Мои статьи | Добавил: Nadusha (27.10.2011)
Просмотров: 290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: