Главная » Статьи » Мои статьи

Н.К. Сердюкова. Рынок делового туризма: современные тенденции

Активное развитие делового туризма началось с конца 70-х годов 20 века: именно с этого времени он выделяется в отдельный сектор туризма. Следуя общемировой тенденции деловой туризм, являющийся самым молодым и наиболее динамично развивающимся сектором туризма, активно развивается и в России.

Еще в 1970-х годах специалисты Всемирной ассоциации центров международной торговли пришли к выводу, что темпы экономического роста каждой конкретной страны, а также её бизнес-привлекательность напрямую зависят от уровня развития в ней делового туризма. Статистика показывает, что сегодня каждая четвёртая туристская поездка в мире совершается в связи со служебной необходимостью. И хотя деловые путешественники в общем турпотоке составляют всего 20-25%, на их долю приходится до 60% общего оборота туриндустрии.

Англоязычная аббревиатура MICE – специальный термин, который применяется в международной практике делового туризма для обозначения ключевых английских слов, характеризующих основные составляющие индустрии делового туризма:

M – Meetings (встречи)

I – Incentives (поощрительные поездки)

С – Conferences или Congress (конференции, конгрессы)

EExhibitions или Events (выставки, события).

Когда говорят об индустрии поездок со служебными целями, в российской практике используют три термина: деловой туризм (business travel), индустрия встреч (meeting industry) и индустрия MICE (MICE industry). Наибольшее распространение в России получил термин «деловой туризм».

В мировой практике основной объем делового туризма – это индивидуальные деловые поездки, относящиеся к индустрии встреч, которые составляют около 70% всех деловых путешествий, на остальные 3 сектора (конференции, инсентив и выставки) приходится в среднем по 10%.

Объем рынка делового туризма в России в 2005 году составил $60-80 млн., а в 2006 году вырос на $15-20 млн. до $75-100 млн. В России наблюдается резкое деление на центр и периферию - около 70% общего объёма приходится на Москву. По данным исследований ICCA (Международная Ассоциация конгрессов и съездов) по итогам 2006 года Россия по количеству проводимых конгрессов занимает только 42-е место. Среди городов мира у Москвы 63-е место, а у Санкт-Петербурга - 100-е. В то же время российский рынок делового рынка продолжает расти.

Деловой туризм активно развивается в 115 странах мира. Крупные мероприятия в этой сфере, как правило, проходят не в столицах, а именно в регионах, в частности, в Ванкувере (Канада), Франкфурте-на-Майне (Германия), Шанхае (Китай). Страны - лидеры делового туризма: США, Франция, Германия, Великобритания, Италия и Испания. Все более заметную роль в этом процессе начинает играть Китай, который по прогнозам экспертов, скоро будет включён в десятку сильнейших стран в сфере делового туризма.

Можно назвать несколько причин, которые делают деловой туризм одной из наиболее динамично развивающихся областей экономики:

1)             он менее других страдает от изменяющейся политической обстановки в мире;

2)             отличительной чертой бизнес-программ является их независимость от сезона;

3)             обычно деловые поездки планируются задолго – как минимум, за полгода, что делает их динамику прогнозируемой и стабильной;

4)             доходность: бизнес-туры ориентированы на потребителя услуг со средним и высоким уровнем доходов, основной пакет оплачивается корпорантом – организацией, выступающей заказчиком мероприятия. По данным World Tourism Organization, расход на среднестатистического участника конгресса составляет 1540 евро в день.

В качестве основных тенденций развития делового туризма в мире можно назвать возрастание интеллектуальной составляющей, устойчивый спрос на отраслевые выставки, сокращение средней продолжительности встреч. Возрастные категории путешествующих в рамках делового туризма: мужчины 41-65 лет, женщины 30-50 лет. В последние годы в мире растет средний возраст участников деловых мероприятий и количество женщин – участников. Для России характерны более молодой возраст участников деловых мероприятий (25-45 лет) и меньшее количество женщин среди участников.

          Основными заказчиками корпоративных мероприятий являются фармацевтические, компьютерные, страховые и финансовые компании. Важной тенденцией развития индустрии MICE является рост интереса и объемов инсентив-туров – поощрительных или премиальных поездок, организуемых компаниями для своих сотрудников и оплачиваемые из корпоративного бюджета. Ежегодно на поощрительные поездки в мире расходуется около 300 млрд. долларов. На сегодня признано, что инсентив-поездки являются важнейшим инструментом управления персоналом и серьезным фактором мотивации сотрудников к эффективной работе в команде. 70% инсентив-туров проводятся в Европе, а крупнейшим поставщиком клиентов является американский рынок.

Прошедший в Москве в отеле «Ренессанс» 18-19 июня 2007 г. 1-й Russian Business Travel Congress (RBTC) показал, что интерес российских компаний к проведению деловых мероприятий очень большой. Формат мероприятия включал конференцию по деловому туризму и деловые встречи поставщиков услуг делового туризма и потенциальных заказчиков. На сегодняшний день, как отметили участники мероприятия, основными дестинациями для проведения корпоративных мероприятий являются Москва и зарубежные направления, так как существующая в России инфраструктура не удовлетворяет требованиям заказчиков, в роли которых, как правило, выступают крупные российские компании или российские представительства ведущих западных компаний. Российские дестинации на конгрессе были представлены только курортом Сочи, который показался организаторам мероприятия наиболее перспективным для делового туризма регионом. Интерес к Сочи со стороны участников был достаточно большой, так как в последние годы Сочи превратился в южную столицу России, принимающую большое количество крупных мероприятий, в том числе и на высшем уровне.

Компания «Ривьера-Сочи» выступала на конгрессе в качестве местной принимающей компании – Destination Management Company (DMC). DMC являются ключевыми игроками на рынке делового туризма и специализируются на оказании полного пакета услуг по проведению делового мероприятия на базе своей дестинации.

Можно выделить следующие тенденции, характерные для развития российского рынка делового туризма и отмеченные участниками RBTC:

1)       преобладание комбинированных мероприятий, сочетающих в себе конференцию и инсентив-программу;

2)       традиционное предпочтение «теплых краев» в качестве места проведения корпоративных мероприятий: популярные среди российских компаний бизнес-дестинации - Турция, Египет, Кипр, Хорватия и другие курорты;

3)       в случае необходимости проведения мероприятия в России выбор делается, в основном, в пользу Москвы, в меньшей степени Санкт-Петербурга, иногда – Сочи, так как другие города просто не обладают нужной инфраструктурой: отели 4-5*, конгресс-центры, транспорт и т.д.

4)       заказчики отмечают дороговизну услуг делового туризма в России относительно зарубежных направлений, что вполне объяснимо недостаточным предложением и некоторой эксклюзивностью услуг на российском рынке делового туризма, например, сегодня в Сочи всего 4 отеля, отвечающим требованиям проведения деловых мероприятий и их услуги постоянно востребованы;

5)       традиционное время проведения корпоративных мероприятий  на курортах - май, июнь и сентябрь, октябрь: теплое море, межсезонные цены, места в отелях, хотя в последнее время растет спрос и на корпоративные программы в традиционный период отпусков июль и август – обычно это встречи высшего менеджмента компаний или инсентив-туры VIP-уровня.

Главной проблемой развития делового туризма на курортах юга России является недостаток бизнес-отелей и конгресс-центров. Отели 5*, достаточно востребованные в мире на рынке делового туризма, практически вообще отсутствуют. Если мероприятия с числом участников до 100 чел. возможно организовать в Сочи, на Красной Поляне, в Анапе или Геленджике, то когда речь идет о мероприятиях от 200 человек, вариантов становится гораздо меньше. Разместить участников возможно, а вот заседания и общие мероприятия – это сложный вопрос, особенно при числе участников 500-1000 и более участников. Самый популярный среди корпорантов отель «Рэдиссон САС Лазурная» в Сочи имеет официальную категории 4*, номерной фонд – 299 номеров, включая люксы, максимальная вместимость Конгресс-холла - 500 человек. На сегодня этот отель полностью отвечает требования корпорантов и, несмотря на высокие цены, пользуется огромным спросом на рынке делового туризма. В популярные месяцы – май, июнь и сентябрь места в отеле расписываются под группы за полгода и более, одновременно в отеле может проходить до 30 деловых мероприятий различного уровня.

Тем не менее, интерес к проведению деловых мероприятий в России, и в первую очередь на Черноморском побережье, растет. Поэтому участники рынка ищут компромиссы и приемлемые варианты проведения мероприятий.

К тому же, принятие МОК решения о проведении XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года безусловно приведет к активному развитию на курорте инфраструктуры делового туризма. Причем, мы прогнозируем развитие всех видов индустрии MICE в Сочи – индивидуальные бизес-поездки, конференции, инсентив и событийные туры. Строительство в рамках олимпийской программы позволит решить самую насущную проблему делового туризма в Сочи – недостаток отелей 4-5* большой вместимости.

Во что же обойдется корпоративное мероприятие компании? Все зависит от фантазии заказчика и возможностей исполнителей, однако, как и в любом бизнесе, у делового туризма есть определенные законы формирования бюджета деловых программ. Специалистами делового туризма давно признано, что на проведении делового мероприятия нельзя сильно экономить – экономичный сервис и услуги невысокого качества способны полностью свести на нет эффект от мероприятия. Размещение 4-5*, отличное питание, комфортабельный транспорт, яркие развлечения – это обязательные слагаемые успешного делового мероприятия. Если компании решает включить в свой бюджет корпоративную поездку или мероприятие, то нужно знать следующее. Проведение конференции обойдется, в среднем, в 1000-2000 Euro на человека в зависимости от уровня мероприятия и числа участников.

По данным Society of Incentive & Travel Executives (SITE) бюджеты инсентив-программ сегодня в мире распределяются следующим образом (расходы на 1 участника):

Бюджет поездки на 1 участника

Доля в мировом объеме инсентив-туров

До 500$

48%

500-1000$

34%

1000-1500$

12%

Свыше 1500$

6%

 

Наиболее перспективным и растущим считается рынок поездок с бюджетом от 500 до 1500$.

Инсентив-тур в Сочи можно организовать с бюджетом от 500 Евро на человека, за 800-1000 Евро можно организовать инсентив-тур с размещением 4* и интересной программой тимбилдинга. Инсентив-тур в Анапе или Геленджике можно провести, уложившись в бюджет 500 Евро на 1 участника. Указанные цифры включают пакет услуг на месте, при этом организаторам также нужно предусмотреть расходы на доставку участников к месту проведения тура. Эти цифры могут очень отличаться, учитывая размеры нашей страны и транспортные тарифы. Экономически выгодным вариантом является организация чартерного рейса, если число участников превышает 100 человек.

 

Статья опубликована в журнале «Профессия Директор», Санкт-Петербург, 2007, №8.

Категория: Мои статьи | Добавил: Nadusha (27.10.2011)
Просмотров: 1262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0